Банки.ру,
16 октября 2019 г.
Начали «новую жизнь»: как изменили рынок страхования жизни стандарты и новые продукты 345 просмотров
Российский рынок страхования жизни переживает период трансформации. Прежний его драйвер — инвестиционное страхование жизни — уступает свои позиции продуктам накопительного страхования жизни. Что меняется для клиентов и как они сами меняют рынок?
Одним из наиболее важных изменений на рынке, которое напрямую затрагивает интересы клиентов, стало вступление в силу стандартов ВСС и Банка России, регламентирующих процедуру продажи продуктов страхования жизни. Эти документы, в частности, обязывают продавцов в письменной форме информировать клиентов о существенных условиях программ. Правда, обязанность эта распространяется только на страховые компании, а банки — основной канал продаж ИСЖ — присоединяются к подобным правилам на добровольной основе. Тем не менее регулятор рынка прямо рекомендовал страховщикам сотрудничать только с теми банками, которые этим правилам следуют.
Стандарты призваны предупредить, например, появление ситуаций, когда клиента убеждали в том, что инвестиционное страхование — это аналог банковского депозита, только с повышенной доходностью. Сейчас клиенту обязаны выдать памятку, где в понятной форме приводятся и разъясняются все главные характеристики продукта. Например, то, что доходность не гарантирована и зависит от ситуации на фондовых рынках, что забрать взносы досрочно без потерь нельзя, что средства не застрахованы в АСВ и так далее.
И прогресс в этом отношении очевиден: случаев мисселинга (неправильных продаж), которые и потребовали появления стандартов, становится заметно меньше. Да, в первом полугодии этого года Банк России зафиксировал рост доли жалоб граждан на страхование жизни в общем количестве жалоб на страховщиков по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (с 3% до 5,4%). Но в абсолютном выражении их число снизилось кардинально. За январь — июнь 2019 года количество жалоб, поступивших в отношении субъектов страхового дела, уменьшилось на 39,2% по сравнению с аналогичным периодом 2018-го.
Следующим заметным трендом на рынке стала очевидная смена предпочтений клиентов. Фокус их внимания все активнее смещается на классическое накопительное страхование жизни (НСЖ). Так, по итогам первого полугодия 2019-го, по данным ВСС, сборы по НСЖ выросли на 55% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 44,7 млрд рублей. Сборы же по ИСЖ, напротив, сократились на 32% — до 92,3 млрд рублей. Благодаря этому на долю накопительных продуктов приходится уже почти четверть всех сборов на рынке страхования жизни, притом что годом ранее их доля составляла лишь 13%.
Объясняется подобный рост несколькими факторами. Во-первых, Банку России удалось снизить инфляцию до минимумов за несколько последних лет, что создает относительно стабильный фон в экономике и стимулирует долгосрочные накопления. Во-вторых, НСЖ сочетает в себе сразу два главных преимущества страхования жизни: защиту в виде большого страхового покрытия и создание личного капитала. В-третьих, клиенты по договорам страхования жизни, заключенным на срок от пяти лет, имеют право на получение налоговых вычетов со взносов до 120 тыс. рублей в год, дополнительная выгода — до 13%. Наконец, немаловажную роль наверняка сыграло и повышение пенсионного возраста. Это очередной стимул нашим гражданам задуматься о необходимости самостоятельных накоплений для благополучия в преклонном возрасте.
Таким образом, Россия постепенно двигается по пути развитых стран, где накопительным страхованием жизни охвачено 80—90% населения. Но мы находимся только в начале, стартовав практически с нуля. Ведь почти каждая европейская или американская семья использует накопительные программы, в то время как в России уровень проникновения этих продуктов не превышает 1%. Поэтому эффект низкой базы, наряду с повышающимся вниманием людей к продуктам НСЖ, позволяет уверенно говорить о будущем росте рынка.
Наконец, еще один явный тренд рынка — активное развитие страховых продуктов с сервисной составляющей. Здесь страховщики одновременно преследуют две цели: повышение клиентской ценности продукта и рост числа и качества коммуникаций с клиентом. Ведь обычные программы страхования жизни дают, как правило, всего два очевидных повода для контакта с клиентом: оплата взносов (когда компания просит у клиента денег) и страховая выплата (когда клиент получает накопления по дожитию и готов попрощаться со страховщиком). Между этими событиями клиент может и не вспоминать о страховой компании, что не лучшим образом сказывается на его лояльности, тем более если учесть, что договоры НСЖ имеют длительные (свыше пяти лет) сроки.
Поэтому страховщики увеличивают частоту контактов с клиентами, предлагая им различные полезные сервисы в рамках договоров страхования жизни. Компании намерены помочь клиентам решать вопросы, с которыми они сталкиваются регулярно. Это может быть оформление налогового вычета, юридическая поддержка, образовательный консьерж в рамках детских накопительных продуктов, целый ряд медицинских консьерж-сервисов: телемедицинские консультации, регулярные обследования состояния (чекапы), второе медицинское мнение и так далее.
Поиск и внедрение новых сервисов, их интеграция в страховые продукты станет одним из главных направлений деятельности страховщиков жизни. Поддержать важный тренд на активизацию продаж накопительного страхования должно и государство, заинтересованное в его социальной роли. Здесь речь может идти о повышении налогового вычета, предоставляемого по таким продуктам, а также о других стимулирующих мерах. Ведь средства накопительного страхования не только выполняют важную социальную функцию — это еще и источник длинных денег, необходимых национальной экономике.
Олег КИСЕЛЕВ, генеральный директор, председатель правления СК «Ренессанс Жизнь»
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Вся пресса за 16 октября 2019 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховые стандарты, Маркетинг, Тенденции, Страхование жизни
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
31 мая 2024 г.
|
|
Санкт-Петербургские ведомости, 31 мая 2024 г.
Самозанятые в парке
|
|
ПРАЙМ, 31 мая 2024 г.
Патрушев: не менее 30% посевов должно быть застраховано, Россия приближается к этой цифре
|
|
Тренд, Баку, 31 мая 2024 г.
В Азербайджане утверждены правила страхования заемщика по кредитным договорам
|
|
Вестник Мордовии, Саранск, 31 мая 2024 г.
Сломав пальцы знакомому, двое жителей Саранска намеревались получить 22 страховки
|
|
Газета.uz, Ташкент, 31 мая 2024 г.
Тарифы ОСАГО в Узбекистане предлагается повысить
|
|
Sputnik Грузия, 31 мая 2024 г.
Страховка для поездок в Грузию не будет нужна до 2026 года
|
|
Комсомольская правда-Воронеж, 31 мая 2024 г.
В Воронеже будут судить банду, которая инсценировала ДТП
|
|
Казахстанская правда, 31 мая 2024 г.
Сколько выплачивают владельцам авто страховщики по «упрощенке»
|
|
Медвестник, 31 мая 2024 г.
ФОМС уведомил регионы о необходимости ведения реестра страховщиков в ГИС ОМС
|
|
СенатИнформ, 31 мая 2024 г.
Страховщики возместили аграриям более 350 млн рублей из-за майских заморозков
|
|
Интерфакс, 31 мая 2024 г.
Страховщики назвали последствия налоговой реформы для сферы страхования жизни
|
|
Казахстанский портал о страховании, 31 мая 2024 г.
По прогнозам, в ближайшие 10 лет Китай будет генерировать 17% премий по страхованию жизни во всем мире
|
|
korins.ru, 31 мая 2024 г.
Состоялось очередное Общее собрание ВСС
|
|
Казахстанский портал о страховании, 31 мая 2024 г.
Регулятор Таиланд предписал 23 страховщикам электромобилей представить планы управления рисками
|
|
RATA-news, 31 мая 2024 г.
Закон о добровольном страховании путешествий по России будет касаться только опасных видов отдыха
|
|
Казахстанский портал о страховании, 31 мая 2024 г.
Схемы страхования в ЕС могут способствовать сокращению дефицита страхования
|
|
МК на Сахалине, 31 мая 2024 г.
Сахалинские подрядчики страхуют ответственность при капремонте домов
|
 Остальные материалы за 31 мая 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|